История обряда примирения в Казахстане

У казахов с незапамятных времён существовал обычай отчуждения и примирения! Когда возник, не знает точно никто, да и не зачем было его знать! Главное в этом обычае то, что тем родам, у которых степень родства превышало семь поколений, по законам степи (адатом) разрешалось провести, с начало обряд отчуждения, а затем обряд примирения!

Известно, что казахи единственные в мире знали свою родословную, самое малое до седьмого колена и тех, кто не знал свою родословную, считали безродным и клеймили позором! Да и, пожалуй, не было таких и нет поныне! Даже сейчас в 21 веке таких не очень много! По адату запрещалось бракосочетание ближе седьмого колена, и обязательным условием сватовства был обряд отчуждения и примирения! Для этого те рода, у которых степень родства превысила семь поколений, находили и резали пёструю нежерёбую кобылку. Почему пёструю? Да потому, что пёстрая символизировала порок, у родителей, т.е. у лошадей однотонных мастей рождение пёстрого потомства суеверные казахи воспринимали как дурной знак свыше и старались избавиться от таких лошадей!

Они таких лошадей не оставляли вообще и найти такую лошадь для обряда отчуждения стоило огромных трудов и конечно денег! После того как зарезали пёструю кобылу приступали к обряду отчуждения. Для этого два рода у которых степень родства превысило семь поколений, вставали друг против друга и начинали оскорблять, кидать друг на друга не съедобные части конины (копыта, половые органы, шкуру и т.д.), чтобы угощались, брали за грудки, бранились. Это означало, что с этого момента, они больше не родня, они стали чужими друг для друга! Затем резали жирную, молодую белую кобылку и проводили обряд примирения, чтобы в последующем стать сватьями! И, с этого самого момента они могли уже по адату свататься. Моментально забыв недавние обиды и оскорбления, с почётом и уважением приглашали в гости, обнимались, братались, касаясь дважды грудью, дарили дорогие подарки, лошадей.

Устраивался большой той, куда приглашались все рода и в торжественной обстановке всех оповещали, что отныне люди этих двух родов чужие и могут бракосочетаться друг с другом. В основе этого обряда заложен не только глубокий философский смысл, но и то, что таким образом казахи обогащали свой генофонд. В генетике четвёртое поколение считается чистопородным. Отсюда вывод, что казахи стремились, чтобы не было инбридинга, т.е. близко родственного скрещивания, который ослабляет иммунную систему и делает организм неустойчивым, уязвимым к различным заболеваниям. Я, как потомок казаха, и как профессиональный медиатор вижу в этом обычае историю примирения, историю медиации!